Выберите регион:

Беларусь Россия Украина

Полезные советы

Формирование анализаторов

Кожный анализатор начинает функционировать очень рано - с 8-й недели. Мать окружает своего будущего ребёнка со всех сторон; он чувствует её всей поверхностью тела. Особенно мощная импульсация идёт от рецепторов кожи в тот период, когда она вся покрыта довольно длинными волосками - лянуго. В это время плод ещё мал и свободно плавает в околоплодных водах. При движении волоски отклоняются токами жидкости. В связанных с ними нервных окончаниях возникают импульсы, которые направляются в центральную нервную систему. Там они переключаются на другие нервные центры и обеспечивают их созревание. Поскольку волосков много, поток импульсов, ежесекундно поступающих в нервные центры, бывает очень мощным.

После того, как плод становится достаточно крупным и занимает всю полость матки, волоски выпадают. Теперь главным раздражителем кожи становится механическое давление стенки матки на поверхность тела. Чем старше плод, тем сильнее выражено это давление. К моменту рождения оно бывает весьма значительным.

Во внутриутробном периоде есть все условия для функционирования двигательного и вестибулярного анализаторов, которые создают специфическое ощущение положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора генерируют импульсы при самостоятельных движениях плода. Вестибулярный анализатор возбуждается не только при движении плода, но и при движении его матери. Если мать ведёт малоподвижный образ жизни, это отрицательно сказывается на развитии её ребёнка.

В матке есть все условия и для формирования слухового анализатора. Специфическим раздражителем органа слуха у плода, как и у взрослых, является звук. Какие же звуки может слышать плод? В утробе очень шумно. Кишечные попискивания и тяжёлые вздохи, текущая вода, отрыгивание, скопление газов и другая деятельность тела матери производят постоянный шум. Устойчивый звуковой фон создают ритмические удары материнского сердца. Прекрасно передаётся по системе жидкостей, образующих внутреннюю среду организма, голос матери. Неплохо доходят сюда и голоса окружающих, а также другие звуки внешнего мира.

Следовательно, во внутриутробном периоде слуховой анализатор постоянно возбуждается специфическими звуковыми раздражителями, что создаёт необходимые условия для его развития и созревания. Услышанные звуки вносятся в основной банк памяти и остаются в нём на всю жизнь.

Вопрос о путях формирования зрительного анализатора до конца не ясен, поэтому общие закономерности его развития в эмбриональном периоде развития пока не установлены.